EasyLogic
Всё реально
УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОМ

Управление товаром. 

В общем случае, рост товарных запасов есть прямой источник роста накладных расходов предприятия, которые в данном случае складываются из стоимости хранения и обработки грузов, а так же сюда можно добавить транспортные расходы, которых могло бы не быть в случае прямой доставки от Производителя в розничную сеть. Если предприятие работает с кредитом, то сюда добавляется кредитный процент по товарным остаткам.
Чем же определяется необходимость организации складов и распределительных центров, являющихся перевалочным пунктом между производителем и потребителем? Прежде всего борьбой за рынки сбыта, когда необходимо обеспечивать существующий спрос на товары вне зависимости от колебаний этого спроса, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На современном этапе ни один производитель не в состоянии 1:1 реагировать на изменения спроса, который может зависеть от тысячи самых не предсказуемых причин. Поэтому, торговой организации требуется иметь некий страховой запас по товару, который в идеале, с одной стороны, никогда не должен быть равен нулю, а с другой - не должен приводить к накоплению неликвидов. Дело в том, что в современном мире понятие «несвежего» товара характерно не только, например, для продуктов питания, но практически для любого товара, даже для сырья и товаров длительного хранения. Каким бы образом не осуществлялось складирование, какие бы для этого не создавались идеальные условия, в любом случае за время хранения происходит потеря потребительских качеств товар, порой она не существенна, но всегда отражается на его ликвидности. Кроме того, постоянно действует мощнейший фактор современного мира – моральное старение.
Таким образом, поскольку промежуточного хранения избежать невозможно, стоит задача такой оптимизации товарных запасов, когда сокращение этого запаса(а значит и расходов предприятия) не приводит к потере рынков сбыта. В данном разделе мы и поговорим о возможных путях решения этой проблемы.Сразу заметим, что речь будет идти об управлении запасами склада торгового предприятия, а не производства, где имеется более широкая классификация, чем в торговле.

1. Классификация товарных запасов.

Страховые запасы, пожалуй, один из основных видов запасов, который определяет эффективность товарной политики предприятия. Учитывает следующие показатели по мере важности:
- торговые обороты за предыдущий период, что соотносится с реальной частотой поставки
- непредвиденные колебания спроса на товар
- невыполнение договорных обязательств Поставщиком
- любые иные непредвиденные обстоятельства

Сезонные запасы учитывают сезонные колебания, связанные как с колебаниями спроса, так и с сезонными перерывами в производстве и транспортировке.

Запасы продвижения товара формируются и поддерживаются в соответствии с маркетинговой политикой как самой торговой организации, так и планами Поставщика-производителя. Эти запасы должны учитывать возможность резкого увеличения спроса в связи с рекламными и дисконтными акциями.

Неликвидные запасы. Это нереализованные в течение длительного времени товары, появившиеся  вследствие истечения срока годности, потери качества при хранении, морального старения.
Если первые три вида образуются и регулируются планово, как результат коммерческой политики предприятия, то последний вид есть скорее результат ошибок, как при формировании первых трех видов запасов, так и вследствие  недостатков организации хранения и учета материальных ценностей.
Очевидно, что первый вид запасов, страховых, формирует и отражает основной объем оборотов торговой организации, поэтому именно ему мы уделим особое внимание.

2. Оптимизация и регулирование страховых запасов.

Данный вопрос мы будем рассматривать с точки зрения некоего идеального склада, который не ограничен ни площадями, ни условиями хранения, которые могут внести серьезные ограничивающие коррективы в процесс. Кроме того, для начала, мы будем исходить из некой идеальной частоты поставки товара, т.е. такой, какой необходимо для поддержания непрерывной торговли в нужном ассортименте.
Важнейшее значение в формировании страховых запасов играет начальный выбор ассортимента, т.е. таких товарных позиций, которые сами по себе, в результате естественного рыночного спроса, не будут пополнять ваши неликвиды. Это можно сделать достаточно эффективно, если имеется статистика за предыдущие периоды, на основании которой и можно наметить ассортиментные группы товаров. В случае ее отсутствия, помогут внешние маркетинговые исследования и здравый смысл.
После определения товарной номенклатуры, как таковой, проводится работа по определению ширины и глубины ассортиментных групп, качество и цена одноименного товара от разных поставщиков, вероятный выпуск новых моделей.
Один из методов оптимизации запасов исходит из принципа минимизации остатков, когда запасы ориентированы на принцип «точно в срок». Предполагается, что при этом может быть получена существенная экономия, как на использовании складских площадей, так и на закупках товара. Иными словами, частично «груз»  содержания страховых запасов возлагается на Поставщика, а контрактами с ним и перевозчиками обеспечивается бесперебойное снабжение торговой сети. Насколько такой метод надежен и эффективен, в современных условия России,  каждый оценивает самостоятельно.

Другой метод оптимизации заключается в тесном взаимодействии между торговой организацией и Поставщиком, с целью продвижения товара в распределительных сетях. Информация о продажах в розничных сетях поступает производителю, на основании которых он осуществляет выпуск и доставку готовой продукции. Данный метод также способствует уменьшению товарных остатков, позволяет производителю точечно реагировать на запросы рынка, однако такие интегрированные торговый сети предусматривают высокую организацию и автоматизацию всех логистических процессов.
Существует понятие минимального и максимального страховых запасов.
Минимальный страховой запас – это запас, который обеспечивает непрерывность удовлетворения спроса на весь период до пополнения этого запаса.
Максимальный запас – это запас, до которого могут выполнятся запросы на пополнение  таким образом, чтобы он не был превышен на момент получения поставки.

Каким видим, данные определения допускают довольно широкое толкование, а окончательный «приговор»  их правильному выбора даст только конечный финансовый результат.

Everything is Real
© WebLight.US